Юрий Аввакумов: «Москва растет не как живой организм, а как свалка»
Юрий Аввакумов скромно считает себя проектировщиком. Но мировое художественное сообщество знает его как большого архитектора, художника, куратора
Юрий Аввакумов скромно считает себя проектировщиком. Но мировое художественное сообщество знает его как большого архитектора, художника, куратора... На счету у Аввакумова более 500 выставок по всему миру (более ста он спроектировал как дизайнер и более пятидесяти организовал как куратор), а реальных архитектурных проектов немного. Один из них — реконструкция усадьбы Голицыных для ГМИИ им. Пушкина — как раз сейчас находится в строительной стадии. В 1980-х Аввакумов стал заниматься «бумажной архитектурой», то есть проектированием архитектурных объектов, не предназначенных для строительства. В отличие от многих архитекторов ему не приходилось обивать пороги и уговаривать реализовать свои проекты, он не стал бы этого делать. Аввакумов вообще не навязывается, не старается понравиться. Знает цену себе и своим работам. Надеемся, их еще будет немало, тем более что 60 для архитектора не возраст.

фото: Из личного архива
Юрий Аввакумов с макетом реконструированной усадьбы Голицыных
— Юрий Игоревич, у вас день рождения в один день с Константином Мельниковым, если брать во внимание старый стиль календаря. Вас что-то связывает с этим архитектором?

— Я делал выставку Мельникова к его столетнему юбилею еще в 1990-м. Проектировал его дом как музей. Готовил первую выставку, посвященную ему, в Бахметьевском гараже. И разделил его любовь к диагонали.

— Вы, как и Мельников, большую часть жизни прожили и проработали в Москве. Столица каких годов вам была бы комфортна для глаза и жизни?

— Я родился в Тирасполе, живу в Москве с 1968 года. В раннем детстве часто приезжал на каникулы к бабушке. Моя первая московская фотография сделана в Серебряном Бору в 1958 году. Детство — самое замечательное время для воспоминаний. Белый снег зимой, звездное небо летом — теперь в Москве такого не увидишь.

фото: Из личного архива
Самая первая московская фотография Юрия Аввакумова - в Серебряном бору с мамой в 1958-ом
— Разве?

— Под Москвой есть, а в городе нет. Или вы не видели настоящего звездного неба.

— Каким, по-вашему, должен быть комфортный мегаполис?

— Нужно стараться уберечь исторический центр города, его архитектуру, парки, общественные пространства и сооружения. То, что находится за пределами исторического города, средствами благоустройства в состояние комфортной городской среды привести невозможно. Оно там в виде детских площадок и пластиковых окон и так есть, а полноценной жизни нет.

фото: Из личного архива
Одна из визитных карточек архитектора — башня из костяшек домино
— Какой выход?

— Ввести автономию в каждом спальном районе. Строить учреждения культуры, спортивные и развлекательные сооружения. Ведь чего не хватает периферии? Центра. Представьте на секунду, что Москвы в пределах Садового кольца не существует или что она застроена офисами — для культуры и общения останется Интернет. Теоретически это возможно, а практически к этому все идет. Можно предположить, что периферия начнет производить предприятия культурного досуга в шаговой доступности, как рынки выходного дня. Как филиал Эрмитажа на территории ЗИЛа. В противном случае город станет поселением, а поселение можно построить где угодно, хоть на Луне.

— У вас есть любимые места в Москве?

— Музеи. Я в них бываю и как зритель, и как архитектор — работаю. Не любил бы — не работал бы. Кроме того, в музейных залах всегда комфортно, в любую жару и мороз.

фото: Из личного архива
Юрий Аввакумов с женой, известным художником Алёной Кирцовой
— Можете назвать недостатки столичных музеев?

— Их пока невозможно сравнивать с музеями Парижа, Лондона или Нью-Йорка. Ни по качеству коллекций, ни по уровню презентации, ни по числу посетителей. Это общий недостаток.

— Часто путешествуете?

— Стараюсь. Ровно половину жизни (в СССР) я пропустил, теперь наверстываю.

— Какой ваш любимый город?

— Люблю города с музеями и историей — Венецию, Рим, Флоренцию, Барселону, Лиссабон…

— В Москве есть музей, который вам близок?

— ГМИИ им. Пушкина. Ближе не бывает. Уже четвертый год мы заняты реставрацией и реконструкцией усадьбы Голицыных, в которой разместится бывшее собрание Музея нового западного искусства, вернее, то, что от него осталось — то есть коллекции московских купцов-старообрядцев Щукина и Морозова.

— Над чем еще сейчас работаете?

— Над выставкой в Магадане. Над выставкой в Академии художеств. Над книгой о «бумажной архитектуре»…

— Что сейчас происходит с «бумажной архитектурой»?

— Это завершенный культурный феномен 1980-х годов, который сегодня занимает место в музеях страны и мира.

— Что вас заставило посвятить полжизни проектам, которые в принципе не могут быть осуществлены? Что вас отвратило от реальности?

— Ничто не отвращало. Но проекты, не предназначенные для реализации, — это другое. Это то, без чего архитектура не существует. Нет Вавилонской башни — есть воспоминание о ней. Башни, скорее всего, и не было, детального проекта не сохранилось, а поучительный образ остался. Нет памятника III Интернационалу Владимира Татлина, а проект и строительный вектор есть. И наоборот — если для строительства жилья не нужно много ума, то скоро и проектировать это жилье будут роботы. А потом и люди окажутся ненужными. Останется только утилизировать построенное людьми для людей.

— Теперь, отчасти, понятно, почему вы фотографируете...

— Фотография переводит часть личных наблюдений в общие памятные. Если хорошие фотографии. Я снимаю на черно-белую пленку. Это лишает фотографию сиюминутности. Часто даже не очень понятно, когда она была сделана — только что или 50, 100 лет назад.

— Такое ощущение возникает в том числе при взгляде на фотографии, опубликованные в Facebook. Вы — активный пользователь. Для чего вам соцсети?

— Это род выставочной площадки. Ежедневный вернисаж.

— Сейчас в Facebook разгорелась дискуссия по поводу видеообращения художника Владимира Дубосарского к коллекционеру Петру Авену. Петр Олегович назвал русское искусство вторичным. Дубосарский сказал, что в этом виноваты коллекционеры. Вы написали, что так можно сказать еще и про российское образование, критику, музеи и Минкульт. Что вы имели в виду?

— То, что любимую Москву с Третьяковкой, Большим, Кремлем, Пушкинским посещает вдвое меньше туристов, чем, к примеру, один только Лувр. Понятно, что мы провинциальны (и вторичны в чем-то) и что это зависит от комплекса причин.

— Например?

— Сто лет назад Россия тоже была на периферии просвещенной Европы, однако была ее частью. Многие в Европе учились, ездили на воды, торговали, русские купцы-старообрядцы коллекционировали французское передовое искусство, а в результате появился русский авангард. И уже вся Европа оказалась на периферии этого потрясающего преображения в искусстве. А за ним и революция подоспела. И Ленин со своим: «Мы пойдем другим путем». Но дело в том, что своим путем можно идти только из первого ряда и вести других за собой, а призывать мир вернуться на заезженную дорогу из обоза — не авангард, а, не знаю, благоустройство.

— Как можно перебороть эту провинциальность?

— Учиться. Стараться. Не комплексовать. Не бросаться шапками.

— Ну у нас же пунктик: догнать всех и перегнать...

— Правильно, но сначала надо догнать.

Источник: "mk.ru"

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в

Комментарии

Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
News-SP » Москва » Юрий Аввакумов: «Москва растет не как живой организм, а как свалка»