10 основных причин перегрева мотора
Несмотря на относительно высокую технологичность все современные двигатели внутреннего сгорания — примитивные по сути устройства с низким коэффициентом полезного действия. Лишь 20–25% топлива в бензиновом моторе преобразуются в крутящий момент, остальное приходится на топливные потери, преодоление механического сопротивления и на банальный нагрев. Тепла при работе выделяется столь много, что для его отведения автомобили снабжаются сложной системой жидкостно-воздушного охлаждения. Выход её из строя гарантированно приводит к невозможности дальнейшего движения и часто становится причиной серьёзнейших поломок двигателя и его компонентов. Мы насчитали, по меньшей мере, 10 причин перегрева, о которых должен знать каждый автовладелец. Многие из них можно устранить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.
Что же делать, если стрелка температуры двигателя стремительно приближается к красной зоне или когда из-под капота начинает струиться пар? Как можно скорее остановиться, заглушить мотор, открыть капот и включить салонную печку на максимальную скорость. А уже после воспользоваться нашими подсказками.
1. Критическое снижение уровня антифриза
[/b]
Со временем уровень антифриза в расширительном бачке может снижаться по естественным причинам. В первую очередь, из-за микроутечек. Когда уровень охлаждающей жидкости достигает критической отметки, система охлаждения завоздушивается и перестаёт нормально функционировать. Это приводит к плохому охлаждению и перегреву мотора.
Проверьте целостность расширительного бачка и уровень охлаждающей жидкости. В нагретом состоянии уровень антифриза должен находиться в районе отметки «max», а в охлаждённом — выше отметки «min». Если он ниже, долейте жидкость в бачок. Особо усердствовать и заполнять ёмкость «под пробку» не стоит: от избытка система избавится самостоятельно — лишний антифриз после нагрева выплеснется на асфальт через перепускной клапан.
2. Повреждение радиаторов или шлангов
Радиатор охлаждения — деталь нежная и уязвимая. В него на огромной скорости врезаются камни, вылетающие из-под колёс других автомобилей. Естественное старение — ещё один фактор, влияющий на срок службы детали. Выполните тщательный осмотр радиатора и подходящих к нему шлангов. В случае обнаружения утечки по возможности постарайтесь заделать пробоину любыми доступными средствами, а затем доведите уровень жидкости до нормального. Не забудьте осмотреть резиновые шланги. На некоторых автомобилях они выполнены из некачественных материалов и служат всего несколько лет. Особые хлопоты и финансовые затраты может доставить небольшой радиатор салонной печки — утечки в нём обнаружить непросто, а для замены требуется в буквальном смысле выпотрошить половину автомобиля.
/>
3. Неисправность парового клапана
Система охлаждения современных автомобилей, как правило, работает под давлением. Оно необходимо для повышения температуры кипения охлаждающей жидкости (нередко рабочая температура двигателя выходит за 100–110 градусов Цельсия). Для поддержания правильного давления в системе на крышке расширительного бачка или радиаторе устанавливается специальный клапан. Его неисправность приводит к разрыву радиатора либо раннему закипанию антифриза и перегреву мотора. Утеря крышки или недостаточная её затяжка — ещё одна причина проблемы.
4. Внешнее загрязнение радиатора
Сильное внешнее загрязнение радиатора способно полностью перекрыть циркуляцию воздуха. К таким последствиям приводит тополиный пух или грязь, скапливающаяся после зимы и внедорожных вылазок. Система охлаждения при этом может не обеспечивать должного снижения температуры при полностью исправных её компонентах. Время от времени тщательно промывайте радиатор и следите за тем, чтобы он всегда был чистым.
/>
5. Внутренние засоры радиаторов и каналов
Радиатор охлаждения может забиться не только снаружи, но и внутри. При этом нормальная циркуляция охлаждающей жидкости становится невозможной. Засорение происходит из-за окисления внутренних поверхностей двигателя и трубок радиаторов, а также из-за разрушения всевозможных уплотнительных прокладок и осаждения на внутренних поверхностях накипи. Для устранения и профилактики такой неисправности время от времени нужно выполнять промывку системы специальными жидкостями или дистиллированной водой.
6. Разрушение кожуха вентилятора
Вентилятор охлаждения на некоторых автомобилях может исправно функционировать только будучи заключённым в специальный кожух, усиливающий ток воздуха через радиатор. Разрушение или утеря этого элемента — ещё одна возможная причина перегрева при исправной в целом системе охлаждения.
/>
7. Отказ помпы
Для прокачки охлаждающей жидкости по магистралям системы охлаждения на автомобилях предусмотрена специальная помпа. Её крыльчатка вращается приводом газораспределительного механизма и гонит антифриз по каналам мотора и шлангам. Иногда случаются поистине невероятные поломки этой детали — крыльчатка отваливается или заклинивает. Естественное следствие — перегрев мотора.
8. Отказ электрики вентилятора
На большинстве современных автомобилей вентилятор принудительного охлаждения включается электроникой. Причин выхода детали из строя множество. Это и обрыв проводки, и поломка моторчика, перегоревший предохранитель и неисправность реле включения. Диагностировать неисправность в электрической цепи вентилятора бывает непросто. Особенно если причина кроется в некорректной работе датчика температуры охлаждающей жидкости, который определяет, когда система должна включить вентилятор и с какой скоростью он должен вращаться. Неисправный датчик может работать некорректно или искажать данные.
/>
9. Поломка термостата
Поломка термостата — одна из наиболее распространённых проблем. Эта деталь механически регулирует температуру антифриза, открывая и закрывая так называемый «большой круг» системы охлаждения. Если термостат заклинивает в закрытом положении в тёплое время года, охлаждающая жидкость циркулирует лишь по малому кругу и попросту не попадает в радиатор. Никакая, даже самая современная система охлаждения в такой ситуации не справится. Почему это происходит и как устраняется неисправность, мы подробно рассказывали в статье про термостат.
10. Повреждение прокладки головки блока цилиндров
[b]
Самая коварная и трудноустранимая неисправность — прогар прокладки головки блока цилиндров или образование трещин в блоке двигателя. В этом случае раскалённые газы из камеры сгорания начинают поступать в систему охлаждения, вызывая локальный перегрев, а часто — коробление поверхностей. При такой поломке жидкость в расширительном бачке начинает кипеть, а в систему может поступать моторное масло. Ремонт и замену прокладки двигателя категорически не рекомендуем выполнять самостоятельно. Устранить такую проблему на месте практически невозможно.
/>
Источник: "quto.ru"