Опубликована Нобелевская лекция Боба Дилана: наконец рокер получит $900 тыc
В октябре прошлого года Бобу Дилану присудили Нобелевскую премию по литературе. Этот великий рапсод не только Америки, но и всего мира две недели не откликался вообще на своё награждение. Его занимала вполне понятная и фундаментальная проблема — являются ли лирические песни произведениями литературы? Могут ли эти песни, сорвавшиеся откуда-то из галактических высот поп-музыки, быть признаны достойными великого пантеона большой литературы? Но вот в понедельник, 5 июня, Фонд Нобелевских премий опубликовал лекцию Боба Дилана, необходимую для получения самой премии (она эквивалентна $900 тыc).
фото: en.wikipedia.org
Francisco Antunes.
Лекция Дилана содержит всего четыре тысячи слов, но он их произносил в течение 27 минут. Ему как бы подыгрывало фортепиано, нечто похожее на джаз.
В своей лекции Боб Дилан вспоминает, как герой его юных лет Бадди Холли как-то взглянул ему в глаза. Холли представлял архетип исполнителя, который в своих произведениях смешивал воедино и музыку кантри, и рок-н-ролл, и ритм-энд-блюз. Всего это производило огромное впечатление на Дилана.
Когда Дилан в 1998 году получал премию Грэмми, он сказал, что испытывал большое вдохновение от взгляда Холли, причем его единственного взгляда, который остановился на нём, тогда ещё тинэйджере, гитаристе из штата Миннесота, известном как Бобби Циммерман.
Дилан тогда говорил: «Он посмотрел мне прямо в глаза и что-то попытался передать мне. Что-то, чего я тогда не понимал, и это вызвало во мне холодную дрожь».
Затем от этого «единственного взгляда» Бадди Холли, Дилан перешёл к шедеврам мировой литературы. Он перечислил «Моби Дика», «На Западном фронте без перемен» и «Одиссею» Гомера.
«Моби Дик», по словам Дилана, оснастил его инструментарием, перебивающих друг друга голосов. Он дал ему внимание возрождения автора. «Ахаб, схватившись за гарпун, вываливается из своей лодки в водную пучину. Но Измаил спасается в этой катастрофе — море, на котором плывёт гроб». Дилан говорит, что эта тема звучит и в его песнях.
«На Западном фронте без перемен» — роман, который вызывает, кстати, большое восхищение президента Трампа, воскрешает ад войны. Он говорит о роли художника задокументировать это, а посему спастись.
Наконец, Дилан обращается к «Одиссее», которая пронизана всевозможными путешествиями, приключениями, опасностями, грозящими певцу, его возвращению в дом, который изменил свой вид, и не только внешне.
Что означает всё это? — спрашивает Дилан, но отвечает на этот вопрос несколько уклончиво. Он говорит, что песни являются и не являются литературой. Их нельзя сравнивать с романами, пьесами и эпическими поэмами. «Песни, в отличие от литературы должны исполняться именно как песни, их нельзя читать. И поэтому он, обращаясь к слушателям, говорит, что его лирические стихи к песням надо слушать «или в концерте, или в записях, как это делают современные люди».
Здесь он снова возвращается к великому Гомеру: «Пой во мне муза и пусть через меня мой рассказ услышат люди», — цитирует он великого певца…
Как известно, взаимоотношения Дилана и Шведской академии, присуждающей Нобелевские премии, с самого начала были натянутыми. Певец в течение значительного времени молчал и отказывался сообщить, будет ли он присутствовать на присуждении Нобелевских премий в декабре прошлого года. Наконец, в марте этого года он согласился с условиями академии, которые гласят, что премия в 8 миллионов шведских крон будет получена лауреатом в том случае, если он произнесет свою лекцию, не выходя за шестимесячный срок. Таким образом, Дилан это требование Нобелевского комитета выполнил, ибо шестимесячный срок кончался 10 июня. По словам Сары Даниус, постоянного секретаря шведской академии: «Речь Боба Дилана была экстраординарной, чего и надо было ожидать, красноречивой. Теперь, когда лекция произнесена, приключения Дилана в мире Нобелевских премий закончились».
Как говорится, награда нашла своего героя, точнее, герой нашёл свою награду.
Миннеаполис.
Источник: "mk.ru"