На открывшемся в Манеже фестивале «Интермузей» кидаются яйцами
Ежегодный смотр музейных инноваций удался

Увидеть российские музеи завтрашнего дня, роботов-экскурсоводов, предметы, исчезнувшие десятки лет назад или хранящиеся в сотнях километров от Москвы, — никакая не фантастика, а самая настоящая реальность, пусть иногда и виртуальная. Погрузиться в нее можно до 29 мая на XIX масштабном фестивале «Интермузей» — ежегодном смотре музейных инноваций, ставящем перед собой амбициозную задачу: представить храм искусств будущего. Делают это на сей раз 348 (в прошлом году их было 315) российских и зарубежных музеев. Они предъявляют в Манеже уникальные экспонаты и программы в цифровом формате для специалистов и любителей искусства, в том числе с ограниченными возможностями.




Фото: пресс-служба «Интермузеи-2017»

Фестиваль не был бы визитной карточкой музейного сообщества, если бы устраивал просто скучный показ. «Интермузей» — это прежде всего бурлящий котлован с сотнями творческих лабораторий, квестов, мастер-классов, лекций, дискуссий, «круглых столов», выставок, которые развернулись на нижнем этаже Манежа («Строители нового мира. Коминтерн. 1918–1924» центра РОСИЗО), в Историческом музее, Музее архитектуры и Московском Кремле.



В Манеже ставку делают на инклюзивную программу. За длинным столом в центре зала с десяток человек сидят с перевязанными изумрудными лентами глазами и рисуют, представляя себя незрячими. Как правильно это делать, объясняет сотрудник саратовского Музея Радищева. По соседству на стенде ГМИИ им. Пушкина с помощью тактильной модели слепые и слабовидящие познают будущий Музейный городок, ощупывают 3D-макеты картин Пикассо и Матисса из собрания музея. А зрячие посетители открывают для себя тактильный опыт восприятия и ощущения невидящих людей благодаря темным очкам.



Шлемы виртуальной реальности переносят в инновационный центр Эрмитажа, который сейчас активно строится. Застаем его будущих сотрудников за использованием солнечных батарей — после отказа от химикатов при реставрации. Скачав приложение на девайс и наведя его на карточки с фотографиями знаковых скульптур музея, замираем от их вырастания на наших глазах. С тем же самым сталкиваемся на стенде РОСИЗО, который позаботился, в отличие от Эрмитажа, предоставить посетителям планшеты. Наводим их на картинки и получаем знаковые изображения дополненной реальности знаковых произведений из коллекции центра, среди которых «Летящий медведь» Леонида Сокова.





«Аппарат лечения всех болезней» Александра Емельянова. Фото: пресс-служба «Интермузеи-2017»


Все это возможно благодаря приложению дополненной реальности ARTEFACT, разработал которое Минкульт для российских музеев. Программа не только показывает недоступное, но и распознает экспонаты, рассказывает о них, находит близлежащие музеи и выставки. Третьяковская галерея, поддерживающая в последнее время все инновации, одна из первых перешла на ARTEFACT. Но здесь она решила напомнить про свой проект «Интенсив ХХ», который захватил кольцевую станцию метро «Парк культуры» и поезд метрополитена искусством прошлого века. На фестивале нас переносят в вагон метро, где сидят на вагонных сиденьях и смотрят видеоролик про проект. Зелено-красный дизайн видеоролика и самого стенда опирается на знаменитую картину «Русский ХХ век» Эрика Булатова.



От музейных флагманов в сфере технологий не отстают их меньшие коллеги. Про площадку музея современной истории России рассказывает робот-экскурсовод, который свободно отвечает на вопросы посетителей, фотографирует их и отдает распечатанные снимки. Музей лубка удивляет чудо-экспонатом «Аппарат лечения всех болезней», сделанным и расписанным самородком из самарской глубинки Александром Емельяновым. Врач по профессии и художник по призванию, он сделал арт-объект, напоминающий утыканный десятками проводов и кнопок красочный автомат с бензоколонки. Нажимая и дергая их согласно инструкции, посетители всех возрастов получают свою дозу арт-терапии.



Еще из столичных площадок выделяется Музей ГУЛАГа. Архитектор Анна Редькина превратила его стенд в песочно-голубой шкаф с секретом, который прячется в десятках ящиков, отсылающих к популярному сегодня на Западе открытому хранению экспонатов. Внутри находим редкие предметы, связанные с лагерями: от карт и документов до фотографий и книг Солженицына. Если все ящики и створки-«первертушки» закрыты правильно, обнаруживаем цитату про «Архипелаг» из российского философа Подороги.



Провинция на фестивале не отстает от столицы. Пермский музей современного искусства демонстрирует перевод графики в 3D-модели, тактильные таблички и звуковые информаторы для слепых и слабовидящих. Заслуживает внимания воплощенная один в один в инсталляции картина Николая Пантикова, где черные куры клюют зерно на полу цвета яичного желтка, а между ними прорастает красное дерево с белоснежными простынями на ветках. Рядом лежат картонки с яйцами, с которыми можно делать, что захочется, так как смотрителя у стенда в день открытия фестиваля не было минимум час. За это время кто-то успел съесть часть сырых яиц, покидаться ими или забрать с собой.



Мы упомянули одни из самых выигрышных стендов. Естественно, есть и те, чьи организаторы не стали заморачиваться и сделали все для галочки, либо показали почти то же самое, что и в прошлом году, слегка обновив экспозицию. Но общее впечатление от фестиваля впечатляющее. Готовьтесь, многое из того, что представлено здесь, и есть наша музейная жизнь на ближайшие годы.

Источник: "mk.ru"

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в

Комментарии

Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
News-SP » » На открывшемся в Манеже фестивале «Интермузей» кидаются яйцами