Украина решила заманить российский газ низкими ценами
Украина может пойти на самые решительные меры, чтобы воспрепятствовать строительству российского газопровода «Северный поток-2»
Украина может пойти на самые решительные меры, чтобы воспрепятствовать строительству российского газопровода «Северный поток-2». Как заявил директор по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрий Витренко, его компания предлагает значительно снизить цены на транспортировку газа по территории своей страны. Правда, из его слов не до конца ясно, о каком дисконте идет речь: либо на 10%, либо в 10 раз. В любом случае, даже если Незалежная найдет новых транзитных партнеров взамен России, ее финансовые потери составят от $200 млн до $1,8 млрд.
Фото: GAZPROM.RU
Снижение транзитных тарифов должно произойти в 2020 году. Тогда заканчивается соглашение «Нафтогаза» с «Газпромом» о транспортировке российского голубого топлива через Украину. Таким образом, по словам Витренко, использование украинской газотранспортной системы (ГТС) «станет значительно дешевле, чем «Северного потока-2», который окажется экономически неоправданным».
Из заявления топ-менеджера «Нафтогаза» непонятно, какой размер скидки компания готова предложить поставщикам газа (он использовал формулировку: «до одной десятой»). Большинство украинских информационных агентств утверждают, что Витренко имел в виду десятипроцентный дисконт. Российские СМИ утверждают, что речь идет о десятикратном снижении цен. Судя по всему, следует верить последней трактовке, так как около года назад Витренко говорил о возможном снижении цен примерно в том же объеме.
По словам заведующего сектором Института энергетики и финансов Сергея Агибалова, намерение «Нафтогаза» смириться со значительной суммой ущерба от снижения цен на транзит имеет под собой как экономический, так и политический подтекст. «В 2020 году, когда закончится действие соглашения с Россией, украинская ГТС практически останется пустой. Заполнять ее будут незначительные объемы газа местных производителей. Тогда как до 75% мощностей ГТС придется законсервировать», — отмечает эксперт.
Найти альтернативных «Газпрому» зарубежных поставщиков голубого топлива у Украины вряд ли получится. Россия является фактически единственным партнером «Нафтогаза», который пользуется украинскими трубами. Вместе с тем в конце 2019 года «Газпром» намерен сдать в эксплуатацию газопровод «Северный поток-2» в обход Незалежной.
«С учетом полной загрузки уже действующего газопровода «Северный поток-1» новая труба позволит «Газпрому» отказаться от украинской ГТС, через которую сейчас Россия экспортирует около 63–65 млрд кубометров. Главным условием снижения Киевом тарифов за транзит является гарантия со стороны Европы ежегодных поставок газа по украинской территории в объеме не менее 110 млрд кубометров. Но договариваться о гарантиях нужно не с покупателями, а с поставщиками топлива. Теоретически Украина могла бы найти поставщика в лице Казахстана, но объемы, которые может предложить Астана, не идут ни в какое сравнение с потребностями Киева», — полагает Агибалов.
По словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, в настоящее время ежегодный доход, который Украина получает за транзит российского газа, составляет $2 млрд. Если компания предоставит скидку на транспорт топлива в 10%, то потери Киева составят $200 млн. Если тарифы будут сокращены в 10 раз, то сумма ущерба вырастет до $1,8 млрд. И это только в том случае, если «Нафтогаз» совершит чудо и найдет нового транзитного поставщика. Если же чуда не случится, то эта статья доходов «Нафтогаза» рискует сократиться до нуля.
Кроме того, по мнению замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, обещание скидок, которое сформулировал Витренко, является абсолютно нелогичным. Эксперт напомнил, что осенью прошлого года в Стокгольмском арбитражном суде начались слушания по делу о транзитном контракте между «Нафтогазом» и «Газпромом». Украинская компания настаивает на увеличении тарифов за транзит в 1,5 раза. «Непонятно, что должно произойти за 3 года, чтобы «Нафтогаз» получил возможность снизить цены. Несложно догадаться, что это заявление — не более чем попытка Киева сыграть на чувствах европейских покупателей газа, чтобы они поверили в инвестиционную привлекательность Украины. На самом деле ГТС этот страны требует серьезных финансовых вливаний для обеспечения бесперебойного топливного транзита», — утверждает Гривач. Он советует «Газпрому» воспользоваться этой «словесной офертой» «Нафтогаза» и принять условия, которые предлагает Киев. «Поскольку в таком случае Украина сразу же пойдет на попятную и откажется от скидок, можно будет понять цену словам руководителей «Нафтогаза», — полагает собеседник «МК».
Фото: GAZPROM.RU
Снижение транзитных тарифов должно произойти в 2020 году. Тогда заканчивается соглашение «Нафтогаза» с «Газпромом» о транспортировке российского голубого топлива через Украину. Таким образом, по словам Витренко, использование украинской газотранспортной системы (ГТС) «станет значительно дешевле, чем «Северного потока-2», который окажется экономически неоправданным».
Из заявления топ-менеджера «Нафтогаза» непонятно, какой размер скидки компания готова предложить поставщикам газа (он использовал формулировку: «до одной десятой»). Большинство украинских информационных агентств утверждают, что Витренко имел в виду десятипроцентный дисконт. Российские СМИ утверждают, что речь идет о десятикратном снижении цен. Судя по всему, следует верить последней трактовке, так как около года назад Витренко говорил о возможном снижении цен примерно в том же объеме.
По словам заведующего сектором Института энергетики и финансов Сергея Агибалова, намерение «Нафтогаза» смириться со значительной суммой ущерба от снижения цен на транзит имеет под собой как экономический, так и политический подтекст. «В 2020 году, когда закончится действие соглашения с Россией, украинская ГТС практически останется пустой. Заполнять ее будут незначительные объемы газа местных производителей. Тогда как до 75% мощностей ГТС придется законсервировать», — отмечает эксперт.
Найти альтернативных «Газпрому» зарубежных поставщиков голубого топлива у Украины вряд ли получится. Россия является фактически единственным партнером «Нафтогаза», который пользуется украинскими трубами. Вместе с тем в конце 2019 года «Газпром» намерен сдать в эксплуатацию газопровод «Северный поток-2» в обход Незалежной.
«С учетом полной загрузки уже действующего газопровода «Северный поток-1» новая труба позволит «Газпрому» отказаться от украинской ГТС, через которую сейчас Россия экспортирует около 63–65 млрд кубометров. Главным условием снижения Киевом тарифов за транзит является гарантия со стороны Европы ежегодных поставок газа по украинской территории в объеме не менее 110 млрд кубометров. Но договариваться о гарантиях нужно не с покупателями, а с поставщиками топлива. Теоретически Украина могла бы найти поставщика в лице Казахстана, но объемы, которые может предложить Астана, не идут ни в какое сравнение с потребностями Киева», — полагает Агибалов.
По словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, в настоящее время ежегодный доход, который Украина получает за транзит российского газа, составляет $2 млрд. Если компания предоставит скидку на транспорт топлива в 10%, то потери Киева составят $200 млн. Если тарифы будут сокращены в 10 раз, то сумма ущерба вырастет до $1,8 млрд. И это только в том случае, если «Нафтогаз» совершит чудо и найдет нового транзитного поставщика. Если же чуда не случится, то эта статья доходов «Нафтогаза» рискует сократиться до нуля.
Кроме того, по мнению замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, обещание скидок, которое сформулировал Витренко, является абсолютно нелогичным. Эксперт напомнил, что осенью прошлого года в Стокгольмском арбитражном суде начались слушания по делу о транзитном контракте между «Нафтогазом» и «Газпромом». Украинская компания настаивает на увеличении тарифов за транзит в 1,5 раза. «Непонятно, что должно произойти за 3 года, чтобы «Нафтогаз» получил возможность снизить цены. Несложно догадаться, что это заявление — не более чем попытка Киева сыграть на чувствах европейских покупателей газа, чтобы они поверили в инвестиционную привлекательность Украины. На самом деле ГТС этот страны требует серьезных финансовых вливаний для обеспечения бесперебойного топливного транзита», — утверждает Гривач. Он советует «Газпрому» воспользоваться этой «словесной офертой» «Нафтогаза» и принять условия, которые предлагает Киев. «Поскольку в таком случае Украина сразу же пойдет на попятную и откажется от скидок, можно будет понять цену словам руководителей «Нафтогаза», — полагает собеседник «МК».
Источник: "mk.ru"
Предыдущая статья
Белое безобразие: молоко в России стоит дороже, чем в США
Следующая статья
Распоряжение Медведева повысить МРОТ «окрашено политически»
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются