«Синий кит» плывет в Европу
Группы смерти стали охотиться на жителей Болгарии, Польши и Румынии. А в российских соцсетях найдено уже больше 200 тыс. потенциальных самоубийц
Группы смерти стали охотиться на жителей Болгарии, Польши и Румынии. А в российских соцсетях найдено уже больше 200 тыс. потенциальных самоубийц
«Синий кит» плывет в Европу

Фото: Getty Images/Richard Ellis


В интернете идет война с так называемыми группами смерти: цель этих сообществ в соцсетях — подтолкнуть детей к самоубийству. «Группы смерти» уже ориентируются на пользователей из других стран — в частности, Болгарии, Венгрии, Румынии и Польши. В России уже более 200 тыс. человек использовали хэштеги, свидетельствующие о желании свести счеты с жизнью.

По просьбе «Известий» компания «Крибрум» с помощью одноименной аналитической системы исследовала соцсети «ВКонта­кте», Facebook и «Однокл­ассники», микроблог Twitter, блог-платформу «Ж­ивой журнал», темати­ческие порталы и фор­умы. Изучены записи за период с октября 2016 по февраль 2017 года.

Чтобы показать свою готовность поучаствовать в смертельных играх, используют специальные хэштеги: #тихийдом, #синийкит, #млечныйпуть, #хочувигру, #морекитов, #явигре, #f57, #f58, #f53, #домкитов и многие другие.

Хотя бы раз суицидальный хэштег написали 232 тыс. уникальных пользователей, при этом 179 тыс. человек использовали два и более тега.

— Большинство людей, написавших такие хэштеги, ограничивается 2–3 — на все сообщения в одной социальной сети, — рассказывает руководитель отдела аналитики «Крибрум» Екатерина Аксенова. — Лишь 7479 пользователей (3%) употребили 10 и более. Рекорд по разнообразию суицидальных хэштегов у одного человека — 36.

В Москве в смертельную игру пробовали попасть 1849 человек, в Санкт-Петербурге — 1059, в Перми — 506, в Екатеринбурге — 491, в Новосибирске — 426, в Минске — 398, в Иркутске — 374, в Красноярске — 343, в Киеве — 315, в Новокузнецке — 311.

Синий кит

Для продвижения идеологии самоубийства в соцсетях злоумышленники выбрали образ синего кита — одного из млекопитающих, которые сводят счеты с жизнью, выбрасываясь на берег. В соцсетях появились группы «Синий кит», «Море китов», «Летающий кит» и т.д.

О происхождении других тегов есть несколько версий. F57 — название одной из групп смерти, ее администратор Филипп Лис (реальное имя — Филипп Будейкин) был задержан в ноябре 2016 года и обвинен в доведении до самоубийства. Сейчас он проходит психологическое обследование. Будейкин рассказывал, что F означает Филипп, 57 — последние цифры его номера телефона.

По другой версии, сочетания символов f56, f57 и f58 использовались для обозначения ошибки в компьютерном стандарте Unicode. Если ввести эти последовательности в комментариях под записью «ВКонтакте», кодировка «сбивалась» и пользователи видели таинственную мешанину символов.

Эти версии появились только после задержания администраторов нескольких пабликов. Детям кураторы давали более глубокие и таинственные пояснения. Вот как увязывал между собой эти непонятные слова один из скандальных суицидальных пабликов «Тихий дом»: «f56,57,58 — это не просто цифры, это даты смертей в Библии, тихий дом — ад и место хранения всех знаний, а море китов — море трупов».

В соцсети «ВКонтакте» найдено 9312 сообществ, хотя бы раз от своего имени публиковавших хэштеги тематики «синий кит». Численность большинства групп не превышает 600 человек (среднее значение для соцсети — 517). Стоит отметить, что 6% таких сообществ уже заблокировано администрацией «ВКонтакте». 40% из них — «за размещение материалов, оправдывающих совершение суицида».

Самый часто употребляемый хэштег — #тихийдом, его упоминали 71 тыс. раз, #синийкит — 40 тыс., #млечныйпуть — 36 тыс., #хочувигру — 33 тыс., #f57 — 31 тыс., #морекитов — 29 тыс., #явигре — 25 тыс., #f58 — 17 тыс., #f53 — 14 тыс., #домкитов — 14 тыс.

Больше всего постов и комментариев с суицидальными хэштегами написано 7 февраля 2017 года — тогда их число достигло 23,5 тыс. 6 февраля наблюдался всплеск в соцсети «ВКонтакте», после чего началась реакция на информационных ресурсах, соцсетях и т.д.

Причину такого всплеска эксперты пояснить не смогли.

Боты смерти

Вступив в группы «китов», дети попадают под влияние злоумышленников — кураторов, которые начинают с ними смертельную игру. Суициды романтизируют, окружают ореолом таинственности. Школьникам предлагают задания, загадки, отмечая, что к этой игре могут присоединиться только избранные, лучшие. Попутно ребенку внушают, что в суициде нет ничего плохого. Чаще всего игры происходят рано утром, пока родители еще спят. Ребенок просыпается в 4.20 утра и до шести выполняет задания. Из-за недостатка сна слабеет воля. Чтобы понять, что ребенок на всё готов, кураторы дают жесткие задания — например, вырезать на руке или ноге изображение кита или название группы.

— На это бросаются большие силы и средства. Всё делается профессионально, это явно не дилетанты. Психопатами таких кураторов назвать сложно. Но почему они этим занимаются, сможет сказать только следствие, — отметил Борис Положий, руководитель отдела Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского.

Тему суицидов активно продвигают не только живые люди, но и специальные боты. Это автоматизированные системы, которые публикуют посты якобы от имени людей.

— Найдены десятки тысяч аккаунтов-ботов, публикующих провокационные материалы. Все они удалены, — рассказал «Известиям» пресс-секретарь «ВКонтакте» Евгений Красников.

Обнаружили ботов и представители компании «Крибрум» в ходе мониторинга.

— Отловить бота — не самая простая задача, но можно использовать некоторые общие признаки. Это частое повторение одного текста в постах разных авторов, отсутствие подробной информации в профиле, «нечитаемое» имя пользователя, — объясняет Аксенова. — По совокупности этих признаков удалось сделать вывод. Предположительно 11–15% сообщений суицидальной и антисуицидальной тематики написаны ботами.

Кто за этим стоит

— Определить «центр концентрации» суицидальных хэштегов не представляется возможным: сообщества данной тематики блокируются администрацией «ВКонтакте». Но пользователи, состоящие в них, мгновенно мигрируют в другие группы, — заявила Екатерина Аксенова. — Существует много однотипных сообществ, большинство из которых уже не функционирует.

По словам главы Регионального общественного центра интернет технологий (РОЦИТ) Сергея Гребенникова, распространением суицидальных хэштегов, помимо потенциальных самоубийц, занимаются три вида пользователей. Первые хотят быть в тренде игры в «синих китов» или им интересно самостоятельно увидеть, какие задания нужно выполнить.

Вторые — это создатели рекламных кампаний. Они распространяют подобные хэштеги с помощью ботов, привлекая побольше людей — а затем дают потенциальным самоубийцам задания: скачать приложение или перейти по ссылке.

Третья группа — те, кто отрабатывает технологию распространения информации.

Гребенников рассказал, что из СМИ известно примерно о 15 случаях самоубийств в результате игр подобных «Синему киту». Сколько их было на самом деле — неизвестно.

Глава РОЦИТа отметил, что суицидальные хэштеги и игры в «синего кита» уже распространяются на другие страны. Повторить успех «групп смерти» в России злоумышленники пытаются в Польше, Болгарии, Румынии и Венгрии. Например, в Польше местная организация по защите детей от вредоносного контента в сети — SafeNet предупредила пользователей об опасности подобных игр, рассказывая о ситуации в России. Хэштеги были переведены на польский — в «группы смерти» пытаются набрать подписчиков и в этой стране.

По мнению главы Лиги безопасного интернета Дениса Давыдова, вся история с «китами» —это отработка информационных атак на конкретную группу пользователей. В данном случае — на подростков.

— Мы рассматриваем несколько версий того, кто заинтересован в таких атаках, — это сатанисты и украинские националисты, — сообщил Давыдов.

Дельфины против китов

На пропаганду самоубийств в соцсетях уже обратили внимание политики, общественные организации и администрации самих соцсетей.

В середине февраля 2017 года президент России дал поручение: «Правительству РФ вместе с органами исполнительной власти субъектов России принять решения, направленные на улучшение системы профилактики подросткового суицида». По информации «Известий», сейчас Минздрав собирает информацию: насколько данная проблема массова и как ее решать на уровне законодательства.

Свои варианты решения предлагают депутаты. Сейчас статья 110 Уголовного кодекса предусматривает наказание лишь за доведение до самоубийства путем угроз, жестокого обращения, унижения. Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила наказывать и тех, кто склоняет детей к суициду советами, указаниями и т.п. Законопроект — на стадии обсуждения, в Госдуму он еще не внесен.

К борьбе с суицидами подключилась администрация «ВКонтакте». С 28 февраля при жалобе на пост в соцсети пользователь может оценить нарушение как «призывы к суициду». Поиск по суицидальным хэштегам больше не возможен. На месте заблокированных пабликов типа «Тихого дома» теперь показывают ссылку на страницу бесплатной психологической помощи. В СМИ появилась информация, что Facebook будет вычислять склонных к самоубийству пользователей с помощью искусственного интеллекта.

Параллельно действуют активисты: они публикуют комментарии к суицидальным постам с предложением пообщаться, обсудить проблемы и не делать глупостей.

В соцсетях появилось много антисуицидальных групп и хэштегов. Активисты противопоставили китам образ дельфинов. В «Крибрум» нашли 44,44 тыс. текстов с антисуицидальными хэштегами. Самые популярные: #яневигре и #громкийдом — использованы 7,7 тыс. раз, #противсуицида — 6,9 тыс., #дельфиныпротивкитов — 5 тыс., #антикиты — 4,5 тыс., #язажизнь — 4,4 тыс., #антиигра — 3,9 тыс., #зажизнь — 3,7 тыс., #нехочувигру — 2,9 тыс., #янекит — 2,6 тыс.

— Набирает обороты движение «антикитов» — «дельфинов», — рассказывает Аксенова. — Это не самостоятельная инициатива, а реакция, поэтому объем использования этих тегов меньше, чем у «китов», но и здесь заметна тенденция к росту.

В отличие от суицидальных тексты с этими хэштегами публикуются свободно, в открытом доступе, а не в личных сообщениях, отметила она. Здесь также нельзя выделить паблик или отдельного автора, оказывающего максимальное влияние на аудиторию.


Источник: "izvestia.ru"

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в

Комментарии

Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
News-SP » В мире » «Синий кит» плывет в Европу