Россияне с другой планеты: стобалльники ЕГЭ рассказали о своей жизни
Раньше их называли отличниками
Раньше их называли отличниками. Теперь — стобалльниками. Эти люди будто с другой планеты. Они всегда вызывают зависть одноклассников, ими гордятся родители, а окружающие недоумевают: «Сколько же надо отдавать времени учебе, чтобы написать ЕГЭ на высший балл?»
Накануне завершающего этапа поступления в вузы мы пообщались с людьми, которые получили 100 баллов по трем и двум предметам.
Что их отличает от большинства школьников, чем они живут, сколько времени «убивали» на уроки, как относятся к троечникам, о чем они мечтают и почему не считают себя самыми умными?
фото: Наталия Губернаторова
О подготовке к экзаменам
Полина Камзеева, Подольск (русский, химия и литература — 100 баллов): «Готовиться к выпускным экзаменам я начала в 11-м классе. Весь учебный год занималась с репетитором по математике, с января — по химии. Помимо профильных предметов уделяла внимание абсолютно всем предметам, получила аттестат с отличием. Мне все было интересно. Удивилась, что стобалльников в списках поступающих в мой вуз оказалось довольно много, но по одному предмету. По двум-трем — единицы».
Дмитрий Ромский, Новосибирск (математика, информатика, физика — 100 баллов): «С первого класса был отличником. Активно начал готовиться к экзаменам только в 11-м классе, но пассивная подготовка, типа олимпиад и дополнительных занятий, началась намного раньше. Репетитора брал только по физике, платили 800 рублей в час».
Тагир Кускаров, Новокуйбышевск, Самарская область (физика, информатика — 100 баллов): «Я всегда старался взять все, что нам давали на уроках. С 1-го класса старался ничего не упустить из программы. Главное — это равномерность. На подготовку к экзаменам ушло немного времени: по информатике хватило месяца, по математике — около трех. Обошелся без репетиторов. Жаль, что не уделил внимание русскому языку, думал, мне хватит навыка написания сочинения. Ошибался. Русский язык я сдал плохо, на 88 баллов. Это главное разочарование. Мои результаты позволяют поступить практически в любой вуз страны, но не туда, куда бы я на самом деле хотел. Я поступаю в Высшую школу экономики (ВШЭ) на факультет компьютерных наук».
Тагир Кускаров. Фото из личного архива.
Александра Чубчева, Домодедово (математика, физика, русский — 100 баллов): «К русскому я начала готовиться за три месяца до экзамена. К физике и математике — за пару недель. Репетиторов не было. В 10-м и 11-м классах я училась в школе (СУНЦ МГУ). Хватило того, что изучалось в школе + немного самостоятельной подготовки. У нас каждый день было по 6–7 уроков, иногда спецкурсы в школе часа на полтора. Если в школе хорошо преподают предмет, то сдать экзамен на высокий балл не так уж трудно. В итоге я поступила куда мечтала. В моем вузе есть еще люди с тремястами баллами, но сотни по математике и физике у них были только за счет льгот по олимпиадам».
Никита Косинов, Ульяновск, выпускные экзамены прошли в 2012 году (100 баллов по математике и информатике, русский язык — 92 балла, физика — 94 балла): «Я всегда хорошо учился. За школьную жизнь были всего две «четверки» в четверти, да и то в 4-м классе. Остальные «пятерки». По математике к ЕГЭ не готовился совсем. С детства увлекался предметом и участвовал в олимпиадах. К информатике и физике готовился полгода, ходил на курсы. По русскому языку брал репетитора, занимался раз в неделю, платил 300 рублей за занятие. Поступил на мехмат МГУ по результатам олимпиад, то есть «без экзаменов». В МГУ таких, как я, безусловно, много».
О стрессе
Полина Камзеева: «Я хорошо знала основы предметов, поэтому история со стрессами мне не знакома».
Дмитрий Ромский: «Я был уверен в себе, поэтому особо не волновался. Хотя вру. Немного мандражировал по поводу сочинений по русскому, которые упорно не писались».
Тагир Кускаров: «Волнение было, но это было волнение перед интересным событием, а не перед «последним боем». Мало спал в ночь перед экзаменами. Но особого страха не было.
Александра Чубчева: «У меня были дипломы олимпиад по двум предметам, поэтому две сотни при поступлении были гарантированы».
Никита Косинов: «Не до волнения было. Математику писал с температурой под 40°, в тот же день лег в больницу с воспалением легких. На физику пришлось отпрашиваться у лечащего врача».
О свободном времени
Полина Камзеева: «В свои редкие выходные я отсыпалась, гуляла в парках, читала. Так называемые тусовки меня никогда не интересовали — не мое. Резко негативно отношусь к алкоголю и курению».
Дмитрий Ромский: «Выходные проводил с друзьями, книгами, за компом. Я не пью, не курю, поэтому никакие шумные тусовки не посещал. А вообще все зависело от настроения: мог в выходные залипнуть надолго в ПК, мог позаниматься».
Тагир Кускаров: «На дорогу в учебное заведение у меня уходило 1,5 часа в одну сторону. Поэтому приходилось вставать к первому уроку около 6 утра. Домой я возвращался в 17.00. Я делал уроки долго и часто засиживался до полуночи. В субботу были факультативы по физике и математике. Так что в последнем классе я имел свободное время только по воскресеньям. Это был день для сна. Времени на какие-либо встречи с друзьями не оставалось».
Александра Чубчева: «Выходной был один — воскресенье. В этот день встречалась с родителями, так как жила в общежитии при школе. В оставшееся время доделывала какие-нибудь работы по школе. С друзьями по школе вместе отдыхали редко, тем более что жили все в общежитии. К алкоголю отношусь спокойно, можно по праздникам в умеренных количествах».
Александра Чубчева. Фото из личного архива.
Никита Косинов: «Распорядок дня, начиная с 5-го класса, у меня был примерно одинаков. До 13.00 — школа, с 15.00 до 19.00 — математический кружок, с 20 до бесконечности — домашние задания. Суббота — священный день. В свой выходной я решал задачи, для меня это отдых. Мог посмотреть кино или «Что? Где? Когда?». На друзей времени хватало — мы вместе ходили в математический кружок, ездили по разным городам, участвовали в турнирах и олимпиадах. Там и тусили. С компьютером люблю поиграть в шахматы».
О ровесниках и «ботанах»
Полина Камзеева: «В чем-то я отличаюсь, в чем-то похожа на сверстников. «Ботаном» меня никогда не считали, одноклассники уважали. В нашей школе знания и ум в почете».
Дмитрий Ромский: «Отличаюсь от других тем, что мне легче даются предметы. В остальном не считаю себя особенным».
Тагир Кускаров: «До 17–18 лет люди ведут один и тот же образ жизни, одинаково мыслят, поэтому особо друг от друга не отличаются. Всеобщий доступ в Интернет еще сильнее сглаживает возможные различия. В моем лицее таких «ботанов», как я, было много».
Александра Чубчева: «В моей первой школе, где я училась с 1-го по 8-й класс, меня считали «ботаном». Когда перевелась в другую школу, не выделялась на фото от остальных».
Никита Косинов: «Поверьте, я ничем не отличаюсь от сверстников».
О дружбе с троечниками
Полина Камзеева: «Я не делю людей на отличников и двоечников. Оценки не являются критерием для выбора друзей».
Дмитрий Ромский: «Смотря какие троечники. Если веселые, то почему нет?»
Тагир Кускаров: «Я больше всего общался с двумя отличниками и двумя ребятами, которые учились не так хорошо, как могли бы. Не у всех есть желание получать знания, при этом они могут быть житейски более грамотными, чем отличники».
Александра Чубчева: «Последние два года я училась в классе, где собрались очень разносторонние люди, так что и с троечниками было о чем поговорить».
Никита Косинов: «Какое отношение имеет учеба к общению? Люди интересны сами по себе, а не своими оценками».
О контроле со стороны родителей
Полина Камзеева: «Родители мотивировали личным примером. Как родители, так и старшая сестра окончили школу с отличием, и я тянулась за ними».
Дмитрий Ромский: «Родители не особо меня стимулировали к учебе и уж точно не контролировали».
Тагир Кускаров: «Мама всегда подчеркивала важность учебы, интересовалась моими делами в школе, лицее. Что касается контроля, то его не было, я никогда не делал домашнюю работу с родителями».
Александра Чубчева: «Родителям удалось с детства внушить, что учеба нужна, так что контролировать меня не приходилось. Они просто помогали, устраивали меня на различные курсы. За счет этого я смогла поступить в сильную школу, где дополнительное образование уже не требовалось».
Об олимпиадах
Полина Камзеева: «Школьных и муниципальных олимпиад на моем счету очень много, три раза я участвовала в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе, дважды становилась призером».
Дмитрий Ромский: «Из ценных олимпиад могу отметить только Всесибирскую».
Тагир Кускаров: «Я не могу назвать себя настоящим олимпиадником. Я поздно достиг уровня, который позволял достойно участвовать в олимпиадах. К тому же я не знал о льготах при поступлении в вузы для олимпиадников, потому и не участвовал в них. В 11-м классе стал призером регионального этапа ВОШ по информатике, есть еще призерства в других олимпиадах, но они менее ценны».
Александра Чубчева: «Только за 11-й класс у меня пять олимпиад по математике и четыре по физике».
Никита Косинов: «Прозвучит нескромно: толщина портфолио примерно 10 см».
О предметах, которые не давались
Полина Камзеева: «Таких не было».
Дмитрий Ромский: «Русский, литература».
Тагир Кускаров: «Литература — самый сложный предмет, нужно много читать и иметь воображение. Я этими навыками не владею».
Александра Чубчева: «Гуманитарные науки мне давались труднее, чем технические».
Никита Косинов: «Многие гуманитарные предметы мне давались».
О важности 100 баллов
Полина Камзеева: «Это далеко не самое важное в жизни, но, безусловно, свой вес имеет».
Никита Косинов: «Сумма баллов ЕГЭ может быть важна только для поступления, не более того».
Никита Косинов. Фото из личного архива.
Александра Чубчева: «Не считаю это очень важным достижением. Я знаю людей, которые знали предмет лучше меня, но написали экзамен на меньший балл».
О любимых книгах
Полина Камзеева: «Одни из любимых — «Горе от ума» Грибоедова и «Война и мир» Толстого, «Север и Юг» Гаскелл. Любимые авторы: Толстой, Достоевский, Гоголь».
Дмитрий Ромский: «Лукьяненко «Лабиринт отражений».
Тагир Кускаров: «К сожалению, я совсем забыл про чтение художественной литературы в старших классах — нет времени, читал по возможности только то, что было по программе по литературе».
Александра Чубчева: «Читаю все подряд. Просто для развлечения и отдыха люблю, например, юмористическое фэнтези Терри Пратчетта».
Никита Косинов: «Одну не выделю. «Хроники Марса», «Вы, конечно, шутите, мистер Фейман», «Автостопом по Галактике».
О музыке
Полина Камзеева: «Я слушаю абсолютно разную музыку: от классики до современной. Главное, чтобы я понимала идею и смысл. Бессмысленный набор звуков музыкой не считаю, внимательно отношусь к «содержанию» песен. Любимые авторы и исполнители: Вивальди, Высоцкий, Григорий Лепс».
Дмитрий Ромский: «Электронная музыка, в частности Сelldweller».
Тагир Кускаров: «Я слушаю то, что мне нравится в данную минуту, но завтра эта мелодия уже надоест — и я про нее забуду. Музыка для меня — расходный материал для того, чтобы получить нужный настрой. Конкретный жанр не могу выделить».
Никита Косинов: «Люблю рок».
О соцсетях
Полина Камзеева: «Использую их только для общения с друзьями, в том числе с теми, которые живут в других городах».
Дмитрий Ромский: «Я активный пользователь соцсетей».
Тагир Кускаров: «Когда я дома, ВКонтакте и Telegram всегда включены. Когда вне дома, соцсети работают на телефоне. Я зависим от соцсетей, и это, возможно, лишает меня части моего времени».
Александра Чубчева: «Пользуюсь только одной соцсетью, поэтому активным пользователем себя назвать не могу».
Никита Косинов: «Я пользуюсь только одной соцсетью. Удобная связь с семьей, друзьями и по работе».
О политике и хобби
Полина Камзеева: «Политикой и общественной жизнью не интересуюсь. Хобби есть: люблю фотографировать».
Дмитрий Ромский: «За политикой особо не слежу, но увлекаюсь велосипедами».
Тагир Кускаров: «Я интересуюсь политикой, наверно, даже слишком политизирован и трачу много времени на чтение статей, просмотр видео о политике».
Александра Чубчева: «Политика — не мое. Хобби — рисование».
Никита Косинов: «Стараюсь быть в курсе политической и общественной жизни. Из увлечений — обожаю работать с деревом, бренчу на музыкальных инструментах».
Об уме и вундеркиндах
Полина Камзеева: «Я считаю себя умной, но не вундеркиндом».
Дмитрий Ромский: «Я считаю себя просто умным, не более того. Для вундеркинда слишком глуп».
Тагир Кускаров: «Обладание знаниями не означает быть умным. Сложно быть умным в 17 лет. Я ощущаю себя довольно ограниченным, не могу рассуждать на многие темы ввиду того, что ничего в них не понимаю, поэтому я не считаю себя умным. Вундеркинда отличает способность самостоятельно доходить до сути, решать нестандартные задачи — у меня это получается с трудом».
Александра Чубчева: «Ну, вроде бы не глупая».
Никита Косинов: «Да. А кто не считает себя умным?»
О зависти и обделенности
Полина Камзеева: «Себя чем-то обделенной в жизни не считаю, скорее наоборот».
Дмитрий Ромский: «Я особо не думаю об учебе, поэтому и не чувствую себя обделенным».
Дмитрий Ромский. Фото из личного архива.
Тагир Кускаров: «Я не завидовал тем, кто проводит время в развлечениях. И не считал себя чем-то обделенным в этом плане. Если человек в школе не тратит время на учебу, то чем он занимается? Мне сложно представить другое продуктивное занятие вместо учебы. Нужно смотреть в будущее — образование реально задает статус человека, уровень жизни, потребностей. У меня всегда вызывали чувство отторжения люди, находящиеся «на низшей ступени общества», их интеллект, их потребности, их интересы. Я никогда не хотел бы быть похожим на них».
Никита Косинов: «Никогда не был ничем обделен. Некоторым ребятам завидовал, конечно, но у каждого своя жизнь».
О связях и будущем
Полина Камзеева: «По-настоящему талантливым людям дороги сами открываются, без влиятельных связей. В будущем я планирую заниматься разработкой лекарственных средств».
Дмитрий Ромский: «Про свое будущее я еще не знаю».
Тагир Кускаров: «В нашей стране можно сделать карьеру только с помощью знаний и навыков. Несмотря на то что «по знакомству» в России добиваются успеха люди на всех уровнях, но в реальной конкуренции эффективные компании, в которых работают квалифицированные сотрудники, выигрывают. В будущем я себя вижу специалистом в сфере информатики. В каком конкретно направлении, еще не определился, да и никто не знает, что будет в тренде через 4–6 лет. Я не пробовал себя в качестве менеджера, поэтому сегодня я хочу быть просто хорошим работником, а не начальником».
Александра Чубчева: «Связи и деньги ускорили бы процесс, но, наверное, можно пробиться и так. Насчет своего будущего не могу ответить конкретно, но в любом случае это что-то связанное с математикой».
Никита Косинов: «Конечно, благодаря мозгам можно добиться чего угодно. Главное — поставить цель».
О друзьях
Полина Камзеева: «Друзей достаточно много, и далеко не все отличники».
Дмитрий Ромский: «Среднее количество, среди них отличников почти нет».
Тагир Кускаров: «У меня не так много друзей, и не все из них отличники».
Александра Чубчева: «Близких друзей немного, есть как троечники, так и отличники».
Никита Косинов: «Хочется думать, что много друзей. Кстати, никогда не интересовался их оценками».
О работе за границей
Полина Камзеева: «Не задумывалась над этим вопросом».
Полина Камзеева. Фото из личного архива.
Тагир Кускаров: «Это будет зависеть от политической ситуации в стране, для меня это очень важно. Если те тенденции, которые можно сегодня увидеть, получат развитие в ближайшие годы, я готов принять решение об отъезде из России».
Александра Чубчева: «Сложный вопрос, пока не знаю».
Никита Косинов: «Пожалуй, останусь дома, в России. Здесь я занимаюсь любимым делом, и почти только им. Еще учусь в Университете на мехмате, подрабатываю репетиторством, веду математические кружки, состою в Ассоциации победителей олимпиад».
Согласны с мнением, что «троечникам по жизни и в бизнесе везет больше»?
Полина Камзеева: «Понятия не имею, не сталкивалась с этим. Первый раз слышу».
Дмитрий Ромский: «Не знаю. Вряд ли».
Тагир Кускаров: «Вы о чем?»
Александра Чубчева: «Зависит от конкретного троечника. Думаю, что оценки не играют роли по жизни».
Никита Косинов: «Не слышал такого мнения».
О смысле жизни
Тагир Кускаров: «Появление на свет не зависит от воли самого человека, поэтому смысл жизни в том, чтобы не пожалеть о том, что ты родился, о своих поступках в течение жизни».
Никита Косинов: «В любви к своему делу и близким».
Дмитрий Ромский: «В увеличении энтропии Вселенной».
Накануне завершающего этапа поступления в вузы мы пообщались с людьми, которые получили 100 баллов по трем и двум предметам.
Что их отличает от большинства школьников, чем они живут, сколько времени «убивали» на уроки, как относятся к троечникам, о чем они мечтают и почему не считают себя самыми умными?
фото: Наталия Губернаторова
О подготовке к экзаменам
Полина Камзеева, Подольск (русский, химия и литература — 100 баллов): «Готовиться к выпускным экзаменам я начала в 11-м классе. Весь учебный год занималась с репетитором по математике, с января — по химии. Помимо профильных предметов уделяла внимание абсолютно всем предметам, получила аттестат с отличием. Мне все было интересно. Удивилась, что стобалльников в списках поступающих в мой вуз оказалось довольно много, но по одному предмету. По двум-трем — единицы».
Дмитрий Ромский, Новосибирск (математика, информатика, физика — 100 баллов): «С первого класса был отличником. Активно начал готовиться к экзаменам только в 11-м классе, но пассивная подготовка, типа олимпиад и дополнительных занятий, началась намного раньше. Репетитора брал только по физике, платили 800 рублей в час».
Тагир Кускаров, Новокуйбышевск, Самарская область (физика, информатика — 100 баллов): «Я всегда старался взять все, что нам давали на уроках. С 1-го класса старался ничего не упустить из программы. Главное — это равномерность. На подготовку к экзаменам ушло немного времени: по информатике хватило месяца, по математике — около трех. Обошелся без репетиторов. Жаль, что не уделил внимание русскому языку, думал, мне хватит навыка написания сочинения. Ошибался. Русский язык я сдал плохо, на 88 баллов. Это главное разочарование. Мои результаты позволяют поступить практически в любой вуз страны, но не туда, куда бы я на самом деле хотел. Я поступаю в Высшую школу экономики (ВШЭ) на факультет компьютерных наук».
Тагир Кускаров. Фото из личного архива.
Александра Чубчева, Домодедово (математика, физика, русский — 100 баллов): «К русскому я начала готовиться за три месяца до экзамена. К физике и математике — за пару недель. Репетиторов не было. В 10-м и 11-м классах я училась в школе (СУНЦ МГУ). Хватило того, что изучалось в школе + немного самостоятельной подготовки. У нас каждый день было по 6–7 уроков, иногда спецкурсы в школе часа на полтора. Если в школе хорошо преподают предмет, то сдать экзамен на высокий балл не так уж трудно. В итоге я поступила куда мечтала. В моем вузе есть еще люди с тремястами баллами, но сотни по математике и физике у них были только за счет льгот по олимпиадам».
Никита Косинов, Ульяновск, выпускные экзамены прошли в 2012 году (100 баллов по математике и информатике, русский язык — 92 балла, физика — 94 балла): «Я всегда хорошо учился. За школьную жизнь были всего две «четверки» в четверти, да и то в 4-м классе. Остальные «пятерки». По математике к ЕГЭ не готовился совсем. С детства увлекался предметом и участвовал в олимпиадах. К информатике и физике готовился полгода, ходил на курсы. По русскому языку брал репетитора, занимался раз в неделю, платил 300 рублей за занятие. Поступил на мехмат МГУ по результатам олимпиад, то есть «без экзаменов». В МГУ таких, как я, безусловно, много».
О стрессе
Полина Камзеева: «Я хорошо знала основы предметов, поэтому история со стрессами мне не знакома».
Дмитрий Ромский: «Я был уверен в себе, поэтому особо не волновался. Хотя вру. Немного мандражировал по поводу сочинений по русскому, которые упорно не писались».
Тагир Кускаров: «Волнение было, но это было волнение перед интересным событием, а не перед «последним боем». Мало спал в ночь перед экзаменами. Но особого страха не было.
Александра Чубчева: «У меня были дипломы олимпиад по двум предметам, поэтому две сотни при поступлении были гарантированы».
Никита Косинов: «Не до волнения было. Математику писал с температурой под 40°, в тот же день лег в больницу с воспалением легких. На физику пришлось отпрашиваться у лечащего врача».
О свободном времени
Полина Камзеева: «В свои редкие выходные я отсыпалась, гуляла в парках, читала. Так называемые тусовки меня никогда не интересовали — не мое. Резко негативно отношусь к алкоголю и курению».
Дмитрий Ромский: «Выходные проводил с друзьями, книгами, за компом. Я не пью, не курю, поэтому никакие шумные тусовки не посещал. А вообще все зависело от настроения: мог в выходные залипнуть надолго в ПК, мог позаниматься».
Тагир Кускаров: «На дорогу в учебное заведение у меня уходило 1,5 часа в одну сторону. Поэтому приходилось вставать к первому уроку около 6 утра. Домой я возвращался в 17.00. Я делал уроки долго и часто засиживался до полуночи. В субботу были факультативы по физике и математике. Так что в последнем классе я имел свободное время только по воскресеньям. Это был день для сна. Времени на какие-либо встречи с друзьями не оставалось».
Александра Чубчева: «Выходной был один — воскресенье. В этот день встречалась с родителями, так как жила в общежитии при школе. В оставшееся время доделывала какие-нибудь работы по школе. С друзьями по школе вместе отдыхали редко, тем более что жили все в общежитии. К алкоголю отношусь спокойно, можно по праздникам в умеренных количествах».
Александра Чубчева. Фото из личного архива.
Никита Косинов: «Распорядок дня, начиная с 5-го класса, у меня был примерно одинаков. До 13.00 — школа, с 15.00 до 19.00 — математический кружок, с 20 до бесконечности — домашние задания. Суббота — священный день. В свой выходной я решал задачи, для меня это отдых. Мог посмотреть кино или «Что? Где? Когда?». На друзей времени хватало — мы вместе ходили в математический кружок, ездили по разным городам, участвовали в турнирах и олимпиадах. Там и тусили. С компьютером люблю поиграть в шахматы».
О ровесниках и «ботанах»
Полина Камзеева: «В чем-то я отличаюсь, в чем-то похожа на сверстников. «Ботаном» меня никогда не считали, одноклассники уважали. В нашей школе знания и ум в почете».
Дмитрий Ромский: «Отличаюсь от других тем, что мне легче даются предметы. В остальном не считаю себя особенным».
Тагир Кускаров: «До 17–18 лет люди ведут один и тот же образ жизни, одинаково мыслят, поэтому особо друг от друга не отличаются. Всеобщий доступ в Интернет еще сильнее сглаживает возможные различия. В моем лицее таких «ботанов», как я, было много».
Александра Чубчева: «В моей первой школе, где я училась с 1-го по 8-й класс, меня считали «ботаном». Когда перевелась в другую школу, не выделялась на фото от остальных».
Никита Косинов: «Поверьте, я ничем не отличаюсь от сверстников».
О дружбе с троечниками
Полина Камзеева: «Я не делю людей на отличников и двоечников. Оценки не являются критерием для выбора друзей».
Дмитрий Ромский: «Смотря какие троечники. Если веселые, то почему нет?»
Тагир Кускаров: «Я больше всего общался с двумя отличниками и двумя ребятами, которые учились не так хорошо, как могли бы. Не у всех есть желание получать знания, при этом они могут быть житейски более грамотными, чем отличники».
Александра Чубчева: «Последние два года я училась в классе, где собрались очень разносторонние люди, так что и с троечниками было о чем поговорить».
Никита Косинов: «Какое отношение имеет учеба к общению? Люди интересны сами по себе, а не своими оценками».
О контроле со стороны родителей
Полина Камзеева: «Родители мотивировали личным примером. Как родители, так и старшая сестра окончили школу с отличием, и я тянулась за ними».
Дмитрий Ромский: «Родители не особо меня стимулировали к учебе и уж точно не контролировали».
Тагир Кускаров: «Мама всегда подчеркивала важность учебы, интересовалась моими делами в школе, лицее. Что касается контроля, то его не было, я никогда не делал домашнюю работу с родителями».
Александра Чубчева: «Родителям удалось с детства внушить, что учеба нужна, так что контролировать меня не приходилось. Они просто помогали, устраивали меня на различные курсы. За счет этого я смогла поступить в сильную школу, где дополнительное образование уже не требовалось».
Об олимпиадах
Полина Камзеева: «Школьных и муниципальных олимпиад на моем счету очень много, три раза я участвовала в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе, дважды становилась призером».
Дмитрий Ромский: «Из ценных олимпиад могу отметить только Всесибирскую».
Тагир Кускаров: «Я не могу назвать себя настоящим олимпиадником. Я поздно достиг уровня, который позволял достойно участвовать в олимпиадах. К тому же я не знал о льготах при поступлении в вузы для олимпиадников, потому и не участвовал в них. В 11-м классе стал призером регионального этапа ВОШ по информатике, есть еще призерства в других олимпиадах, но они менее ценны».
Александра Чубчева: «Только за 11-й класс у меня пять олимпиад по математике и четыре по физике».
Никита Косинов: «Прозвучит нескромно: толщина портфолио примерно 10 см».
О предметах, которые не давались
Полина Камзеева: «Таких не было».
Дмитрий Ромский: «Русский, литература».
Тагир Кускаров: «Литература — самый сложный предмет, нужно много читать и иметь воображение. Я этими навыками не владею».
Александра Чубчева: «Гуманитарные науки мне давались труднее, чем технические».
Никита Косинов: «Многие гуманитарные предметы мне давались».
О важности 100 баллов
Полина Камзеева: «Это далеко не самое важное в жизни, но, безусловно, свой вес имеет».
Никита Косинов: «Сумма баллов ЕГЭ может быть важна только для поступления, не более того».
Никита Косинов. Фото из личного архива.
Александра Чубчева: «Не считаю это очень важным достижением. Я знаю людей, которые знали предмет лучше меня, но написали экзамен на меньший балл».
О любимых книгах
Полина Камзеева: «Одни из любимых — «Горе от ума» Грибоедова и «Война и мир» Толстого, «Север и Юг» Гаскелл. Любимые авторы: Толстой, Достоевский, Гоголь».
Дмитрий Ромский: «Лукьяненко «Лабиринт отражений».
Тагир Кускаров: «К сожалению, я совсем забыл про чтение художественной литературы в старших классах — нет времени, читал по возможности только то, что было по программе по литературе».
Александра Чубчева: «Читаю все подряд. Просто для развлечения и отдыха люблю, например, юмористическое фэнтези Терри Пратчетта».
Никита Косинов: «Одну не выделю. «Хроники Марса», «Вы, конечно, шутите, мистер Фейман», «Автостопом по Галактике».
О музыке
Полина Камзеева: «Я слушаю абсолютно разную музыку: от классики до современной. Главное, чтобы я понимала идею и смысл. Бессмысленный набор звуков музыкой не считаю, внимательно отношусь к «содержанию» песен. Любимые авторы и исполнители: Вивальди, Высоцкий, Григорий Лепс».
Дмитрий Ромский: «Электронная музыка, в частности Сelldweller».
Тагир Кускаров: «Я слушаю то, что мне нравится в данную минуту, но завтра эта мелодия уже надоест — и я про нее забуду. Музыка для меня — расходный материал для того, чтобы получить нужный настрой. Конкретный жанр не могу выделить».
Никита Косинов: «Люблю рок».
О соцсетях
Полина Камзеева: «Использую их только для общения с друзьями, в том числе с теми, которые живут в других городах».
Дмитрий Ромский: «Я активный пользователь соцсетей».
Тагир Кускаров: «Когда я дома, ВКонтакте и Telegram всегда включены. Когда вне дома, соцсети работают на телефоне. Я зависим от соцсетей, и это, возможно, лишает меня части моего времени».
Александра Чубчева: «Пользуюсь только одной соцсетью, поэтому активным пользователем себя назвать не могу».
Никита Косинов: «Я пользуюсь только одной соцсетью. Удобная связь с семьей, друзьями и по работе».
О политике и хобби
Полина Камзеева: «Политикой и общественной жизнью не интересуюсь. Хобби есть: люблю фотографировать».
Дмитрий Ромский: «За политикой особо не слежу, но увлекаюсь велосипедами».
Тагир Кускаров: «Я интересуюсь политикой, наверно, даже слишком политизирован и трачу много времени на чтение статей, просмотр видео о политике».
Александра Чубчева: «Политика — не мое. Хобби — рисование».
Никита Косинов: «Стараюсь быть в курсе политической и общественной жизни. Из увлечений — обожаю работать с деревом, бренчу на музыкальных инструментах».
Об уме и вундеркиндах
Полина Камзеева: «Я считаю себя умной, но не вундеркиндом».
Дмитрий Ромский: «Я считаю себя просто умным, не более того. Для вундеркинда слишком глуп».
Тагир Кускаров: «Обладание знаниями не означает быть умным. Сложно быть умным в 17 лет. Я ощущаю себя довольно ограниченным, не могу рассуждать на многие темы ввиду того, что ничего в них не понимаю, поэтому я не считаю себя умным. Вундеркинда отличает способность самостоятельно доходить до сути, решать нестандартные задачи — у меня это получается с трудом».
Александра Чубчева: «Ну, вроде бы не глупая».
Никита Косинов: «Да. А кто не считает себя умным?»
О зависти и обделенности
Полина Камзеева: «Себя чем-то обделенной в жизни не считаю, скорее наоборот».
Дмитрий Ромский: «Я особо не думаю об учебе, поэтому и не чувствую себя обделенным».
Дмитрий Ромский. Фото из личного архива.
Тагир Кускаров: «Я не завидовал тем, кто проводит время в развлечениях. И не считал себя чем-то обделенным в этом плане. Если человек в школе не тратит время на учебу, то чем он занимается? Мне сложно представить другое продуктивное занятие вместо учебы. Нужно смотреть в будущее — образование реально задает статус человека, уровень жизни, потребностей. У меня всегда вызывали чувство отторжения люди, находящиеся «на низшей ступени общества», их интеллект, их потребности, их интересы. Я никогда не хотел бы быть похожим на них».
Никита Косинов: «Никогда не был ничем обделен. Некоторым ребятам завидовал, конечно, но у каждого своя жизнь».
О связях и будущем
Полина Камзеева: «По-настоящему талантливым людям дороги сами открываются, без влиятельных связей. В будущем я планирую заниматься разработкой лекарственных средств».
Дмитрий Ромский: «Про свое будущее я еще не знаю».
Тагир Кускаров: «В нашей стране можно сделать карьеру только с помощью знаний и навыков. Несмотря на то что «по знакомству» в России добиваются успеха люди на всех уровнях, но в реальной конкуренции эффективные компании, в которых работают квалифицированные сотрудники, выигрывают. В будущем я себя вижу специалистом в сфере информатики. В каком конкретно направлении, еще не определился, да и никто не знает, что будет в тренде через 4–6 лет. Я не пробовал себя в качестве менеджера, поэтому сегодня я хочу быть просто хорошим работником, а не начальником».
Александра Чубчева: «Связи и деньги ускорили бы процесс, но, наверное, можно пробиться и так. Насчет своего будущего не могу ответить конкретно, но в любом случае это что-то связанное с математикой».
Никита Косинов: «Конечно, благодаря мозгам можно добиться чего угодно. Главное — поставить цель».
О друзьях
Полина Камзеева: «Друзей достаточно много, и далеко не все отличники».
Дмитрий Ромский: «Среднее количество, среди них отличников почти нет».
Тагир Кускаров: «У меня не так много друзей, и не все из них отличники».
Александра Чубчева: «Близких друзей немного, есть как троечники, так и отличники».
Никита Косинов: «Хочется думать, что много друзей. Кстати, никогда не интересовался их оценками».
О работе за границей
Полина Камзеева: «Не задумывалась над этим вопросом».
Полина Камзеева. Фото из личного архива.
Тагир Кускаров: «Это будет зависеть от политической ситуации в стране, для меня это очень важно. Если те тенденции, которые можно сегодня увидеть, получат развитие в ближайшие годы, я готов принять решение об отъезде из России».
Александра Чубчева: «Сложный вопрос, пока не знаю».
Никита Косинов: «Пожалуй, останусь дома, в России. Здесь я занимаюсь любимым делом, и почти только им. Еще учусь в Университете на мехмате, подрабатываю репетиторством, веду математические кружки, состою в Ассоциации победителей олимпиад».
Согласны с мнением, что «троечникам по жизни и в бизнесе везет больше»?
Полина Камзеева: «Понятия не имею, не сталкивалась с этим. Первый раз слышу».
Дмитрий Ромский: «Не знаю. Вряд ли».
Тагир Кускаров: «Вы о чем?»
Александра Чубчева: «Зависит от конкретного троечника. Думаю, что оценки не играют роли по жизни».
Никита Косинов: «Не слышал такого мнения».
О смысле жизни
Тагир Кускаров: «Появление на свет не зависит от воли самого человека, поэтому смысл жизни в том, чтобы не пожалеть о том, что ты родился, о своих поступках в течение жизни».
Никита Косинов: «В любви к своему делу и близким».
Дмитрий Ромский: «В увеличении энтропии Вселенной».
Источник: "mk.ru"
Предыдущая статья
А за свадьбу ответишь!
Следующая статья
«Донецкого Буданова», обвиненного в расстреле школьника, освободили из тюрьмы
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются